Норман Казинс
Как не заболеть? Как избавиться от болезней? Как прожить дольше? Конечно же, можно говорить о вегетарианстве, о раздельном питании, голодании. Но есть одна вещь, о которой мы чаще всего забываем, отдавая дань чистому практицизму: мол, примите три раза в день бальзам молодости или проголодайте ради очищения определенный срок – и все будет хорошо. Вещь, которая имеется в виду, может быть названа психо-эмоциональным настроем на долгую счастливую жизнь. По-иному это можно назвать жаждой жизни. Питают ее такие компоненты, как творческая работа и, представьте, юмор. Мы предлагаем вам рассказ Нормана Казинса, человека, прославившегося своей книгой «Анатомия болезни с точки зрения пациента» об Альберте Швейцере. Это был замечательный человек. Органист, музыковед, философ, исследователь творчества Иоганна Себастьяна Баха и, наконец, врач-миссионер. В 37 лет он отправился в Габон, где в Ламбарене основал госпиталь для местного населения. В 1952 году он был удостоен Нобелевской премии. Умер в 1965-м в возрасте 95 лет. А теперь сам рассказ.
Альберт Швейцер всегда верил: лучшее лекарство от любой болезни, которая могла его поразить, - это сознание того, что есть работа, которую он должен сделать, плюс чувство юмора. Он как-то сострил, что болезнь стремится побыстрее уйти от него, потому что его организм оказывает ей слишком мало гостеприимства.
Если попытаться выразить то, что являлось его сутью, хватит двух слов – «воля» и «творчество». Работая в Ламбарене, он проявил сверхъестественную работоспособность. За обычный день в больнице (а ему уже исполнилось 90 лет) он успевал совершать обязанности врача и совершать обход, плотничать, передвигать тяжелые ящики с лекарствами, отвечать на многочисленные письма, уделять время своим рукописям и играть на пианино. «Я не собираюсь умирать, - признался он как-то своим сотрудникам. – Если я в силах заниматься разными делами, совершенно нет нужды умирать. Так что буду жить долго, очень долго.» И он дожил до 95 лет.
Альберт Швейцер не мог позволить себе хоть день не играть Баха. Его любимыми произведениями были токката и фуга ре минор. Пьеса написана для органа. Но в Ламбарене органа не было. Было два пианино, оба древние, рассохшиеся. Одно, совсем разбитое, стояло в столовой медперсонала. На экваторе воздух всегда насыщен влагой, и это изменило инструмент почти до неузнаваемости. На одних клавишах не было слоновой кости, другие пожелтели и растрескались. Войлок на молоточках вытерся, и звуки получались резкие.
Инструмент не настраивали годами, а если бы даже настроили, вряд ли этого хватило надолго. Когда я впервые приехал в больницу в Ламбарене и зашел в столовую, то сел за пианино и отпрянул, услышав искаженные звуки. Поразительно, как Швейцер умудрялся каждый вечер перед ужином играть на нем духовные гимны – каким-то чудом под его руками нищета и убожество исчезали.
Музыка питала его душу. Швейцер чувствовал отдохнувшим, возрожденным, окрепшим.
Музыка была его лекарством. Музыка, да еще великолепное чувство юмора. Альберт Швейцер рассматривал юмор как своего рода противоэквториальную терапию, как способ выдержать жару и снять напряжение.
Жизнь врачей и сестер в клинике была отнюдь нелегкой. Швейцер понимал это и старался укрепить их дух с помощью юмора. Во время еды, когда весь персонал больницы собирался вместе, у Швейцера всегда была наготове пара смешных историй. До чего приятно было видеть, как сотрудники буквально молодели, покатываясь от его шуточек.
Например, однажды за столом он сообщил: «Всем хорошо известно, что в радиусе 75 миль есть только два автомобиля. Сегодня произошло неизбежное: машины столкнулись. Мы обработали легкие раны шоферов. Кто испытывает почтение к машинам, может полечить автомобили.»
На следующий день он рассказал, что у курицы Эдны, устроившей себе гнездо около больницы, появилось шесть цыплят. «Для меня это большой сюрприз, - заявил он торжественно. – Я даже не подозревал, что она была в интересном положении.»
Как-то за ужином, после особенно тяжелого дня Швейцер рассказал, что несколько лет тому назад он был приглашен на торжественный обед в королевский дворец в Копенгаген. На закуску подали сельдь. А Швейцер терпеть ее не мог. Улучив минуту, когда на него никто не смотрел, он ловко стащил ее с тарелки и засунул в карман пиджака. На следующий день одна из газет, специализирующаяся на светской хронике, писала о докторе из джунглей и его странностях. Доктор Швейцер – только представьте себе! – съел не только мякоть селедки, но даже кости, голову и все остальное.
Я обратил внимание, что в этот вечер молодые врачи и сестры встали из-за стола в прекрасном настроении. Усталость доктора Швейцера также исчезла, сменившись сосредоточенностью на предстоящих делах. Юмор в Ламбарене был хорошей поддержкой.
В Библии говорится: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, унылый дух сушит кости». (Притча Соломона, 17,22).
Трудно сказать, какие именно физиологические и психические изменения вызываемые юмором, происходят в организме человека. Об этом на протяжении веков задумывались не столько врачи, сколько философы и ученые. Почти 4 столетия назад Роберт Бартон в книге «Анатомия меланхолии» описал свои наблюдения: «Юмор очищает кровь, омолаживает тело, помогает в любой работе».
Иммануил кант в книге «Критика чистого разума» писал, что «смех дает ощущение здоровья, активизируя все жизненно важные процессы. Усиливается перистальтика кишечника и движение диафрагмы, достигается гармония души и тела.» Если Кант хочет сказать, что человек, обладающий даром искренне смеяться, не может страдать от запора, я готов согласиться с ним.
Зигмунд Фрейд считал, что остроумие и юмор – уникальные проявления человеческой психики, а шутка – эффективное средство лечения.
Уильям Ослер назвал смех «музыкой жизни». Он советовал врачам, уставшим психически и физически в конце долгого рабочего дня, черпать силы в радости и веселье. «Есть счастливая возможность, - писал он, - сохранять свою молодость, смеясь, как Лионель из поэмы Шелли».
Современных научных исследований положительного физиологического влияния смеха не очень много, но они есть. Ценной информацией насыщена статья Вильяма Фрея из Стэнфордского университета «Дыхательные компоненты веселого смеха». Я предполагаю, что он имеет в виду так называемый смех до коликов в животе.Фрей показал, что смех действует благотворно на весь процесс дыхания.
Некоторые люди после приступа безудержного смеха жалуются, что у них от смеха даже ребра болят. Выражение точное, но это приятная боль – человек полностью расслабляется. Эта та боль, которую большинству людей было бы очень полезно испытывать ежедневно. Это своего рода физическая тренировка.
Научными исследованиями установлено наличие в мозгу человека веществ, по своей структуре и воздействию похожих на морфий. Для организма они являются своего рода внутренней анестезией, т.к. облегчают боль и помогают расслабляться.
Проведены исследования, показывающие, что люди, настроившиеся преодолеть болезнь, легче переносят мучительную боль, чем те, кто считает себя обреченными.
Психика человека контролирует боль, ей принадлежит ведущая роль в борьбе с болезнью. И на сознательном, и на подсознательных уровнях психика приказывает организму реагировать определенным образом. В результате происходят изменения не только психологические, но и биохимические.
Смех помог мне избавиться от боли в суставах, а постепенное снижение показателя СОЭ свидетельствовало о том, что ослабились воспалительные процессы. Означало ли это, что смех стимулировал образование веществ, похожих на морфий? Интересный эксперимент проведен в Японии. В программу лечения туберкулезных больных ввели «смехотерапию». Эффект оказался поразительным – состояние пациентов значительно улучшилось.
Вы прочитали? И что же? Вы, конечно же, с грустью говорите себе: «Увы, я не Швейцер. И я не играю не органе. И у меня нет чувства юмора, и я не могу открыть клинику в каком-нибудь Габоне или в какой-нибудь другой несчастной африканской стране. Речь идет о занятии, о работе, которые вас увлекут. Ищите такую работу. Для начала начните хотя бы кому-то в чем-то помогать. Вы сами нуждаетесь в помощи? Может быть. Но, оказывая ее другому, вы постепенно начинаете чувствовать, что сами приближаетесь к исполнению своих заветных желаний. Читайте О,Генри, Зощенко, Ильфа и Петрова и других замечательных авторов, которые умеют довести нас до коликов в животе. Смотрите любимые комедии и выступления лучших юмористов. Дружите с теми, кто умеет посмотреть на жизнь с неожиданной, комической ее стороны. Смейтесь на здоровье!
Комментариев нет:
Отправить комментарий